Вежливость

Что выше: эгоизм или альтруизм? Вопрос дурацкий — каждому идиоту и так (подсознательно хотя бы) понятно происхождение низшей функции — эгоизма, но никто обычно не задумывается о его противоположности. Альтруистическое чувство, между прочим, считается одним из самых высоких среди доступных человеку, а сам альтруист (философски говоря) наиболее морально-этически развитым индивидом.

 
Вицин 12 стульев фак
 

Предлагаю взглянуть на вежливость как на составляющую альтруизма. Ведь она таким же образом направлена от себя и предназначается для других людей, причём, исключительно в положительных целях (не берём в расчёт лесть и подхалимство — они не есть вежливость). Вы вежливые с другими людьми, потому что уважаете их хотя бы минимально, и ожидаете от них вежливости в ответ. Но вот отличие от тех низких эквивалентов — ответная доброта ожидается не с той корыстью, как при лизании задниц, нет — быть вежливым значит быть вежливым даже в общении с незнакомым человеком, от которого вы бы может и хотели учтивых действий, но гарантировать вам их никто не может, вас могут и просто обосрать. А вы вежливы и горды собой.

Причём здесь альтруизм? При том, что описанную вежливость вполне справедливо считать не менее высоким проявлением развития личности, чем сам альтруизм; вместе же эти две штуки являются одними из немногих реально цементирующих самые основы нашей культуры и морали вещей. Вы должны быть горды своей бескорыстной вежливостью к людям так же, как были бы довольны такой же альтруистичной помощью им.

Если на вас орёт истеричная мразь, то это должно быть наказано, ведь оно ниже вас. Конечно, ответным хамством никого не воспитаешь, надо действовать тоньше.

Как это делаете вы?

Комментарии  

# Елена 30.01.2016 15:49
Здравствуйте, Никита.
1 Думаю постановка? не совсем корректна. Э и А - крайности представления человека о самом себе или других. Не может А быть выше Э или наоборот, т.к. любая крайность делает человека ущербным. Кто больше весит: А или Б большой вопрос: всё зависит от весов, того, кто ими управляет, зрителей. Из всего =>,что индивид может развиваться при наличии навыков удержания А и Э в равновесии и умении управлять перевесом, дабы получать эмоции для развития.
2 Нельзя быть вежливым и гордиться собой - это опасная крайность, т.к. гордость легко превращается в гордыню.
3 "Если на вас орёт истеричная мразь" - каждый имеет право на плохое настроение, даже если этот ор, больше, чем настроение, то тоже имеет право. Никогда нельзя сказать, что кто-то ниже или выше меня.
4 Я делают так. Говорю: простите. Дальнейшие действия зависят от ответа оппонента.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита 01.02.2016 11:47
Добрый день!
1. Поскольку тема в целом рассуждательная, то постановка вопроса зависит от мнения рассуждателя. Мне нравится ваш взгляд, но я не вижу кардинального противоречия моему; кроме того, что любая крайность обязательно делает человека ущербным. Крайности не всегда плохи, нередко они могут быть добродетелями.
2.Я считаю, что вежливость сама по себе исключает гордость. Быть гордым невежливо, в общем-то, но при сравнении с невежливым — почему бы и нет?
3. Все имеют право на плохое настроение, согласен, но вот портить его другим они не имеют права: если человек не способен совладать со своими эмоциями, то это целиком и полностью его проблема, в котором я вижу недостаток.
4. Делаю так же.

PS Ночью, пока я писал вам ответ, мою дверь пытался выломать пьяный сосед, который думал, что я перекрыл ему воду. Думаете, таких тоже нельзя считать ниже себя?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Елена 05.02.2016 23:26
Добрый вечер, Никита! про крайности.
Определим 3 контрольных состояния в которых находятся жизненные силы человека:
1-ое состояние "супер" здоровье, т.е. бессмертие;
2-ое состояние, когда всё нормально: из носа не льёт, в ушах не стреляет, по потолку ходить нет необходимости, голова-руки-ноги на месте..;
3-е состояние болезни, приводящее к уменьшению жизненных сил и как следствие к смерти.
Очевидно, что 1 и 3- крайности. На пути достижения, которых Ч испытывает ущербность. В 1 случае от гордыни: Ч - звучит гордо, не так ли? Во 2 случае от зависти, эгоизма, уныния и пр. Поэтому состояние 2 оптимальное. Конечно, Ч всегда будет шатать то в сторону 1, то в сторону 3, но только возвращаясь в 2 он будет находиться в гармонии с собой и главными сущностями. Назовите, хотя бы одного одного великого Ч, который не был бы ущербным вне сферы его таланта?
Но на самом деле вопрос ведь не в ущербности, а в том как воспринимать себя в этой роли.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита 08.02.2016 23:00
Цитирую Елена:
Назовите, хотя бы одного одного великого Ч, который не был бы ущербным вне сферы его таланта?

Добрый вечер!
У вас странная классификация, но что-то в ней есть; согласен насчёт последнего — дело в восприятии. И совсем не обязательному кому-либо чувствовать себя ущербным, особенно если (повторюсь) крайность/ущербность это добродетель.
А это ваш вопрос с подвохом:) Ок, они все ущербны вне сферы. Тогда средние не-великие люди без талантов — ущербны ли они вообще во всём? Или они эталоны людей просто потому, что находятся в серединке?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Елена 27.02.2016 23:30
Я очень часто слышу о себе подобный отзыв. И пришла к выводу, что странно-это тогда, когда собеседник столкнулся с новым подходом, который ему непонятен. Что же, попытайтесь, если интересно, конечно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита 01.03.2016 01:30
Необязательно: странное не значит неизвестное, это значит, что это необычный для меня выбор, то есть, я бы сделал иначе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Елена 28.02.2016 00:01
Лучше сказать идеал. К идеалу может стремиться любой и при любых условиях. Вы снова оцениваеате, жаль. Представьте, вас назвали средним. Думаю, не сосогласитесь. Знаете верный способ наступить на гордость? Как-нибудь расскажу. Верите, что в каждом из нас заложена способность творить? Если человек каждый день творит, созидает, то он на пути к идеалу. Процесс творения делает нас по-разному интересными личностями. И лишь духовная нищета ровняет нас: тогда мы одинаково горделивы, завистливы, жадны, тщеславны... продолжите?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита 01.03.2016 01:36
Не считаю, что у меня нет права оценивать.
Я весьма склонен к самоиронии (не меньше, чем к сарказму), и если бы меня назвали средним, то я бы парировал чем-то вроде "А кто не средний? Большинство людей — средние.".
Соглашусь, что в каждом заложена способность творить, но творят далеко не средние люди, намного меньше 5% от всех, а это уже их выделяет.
Духовная нищета ровняет нас, да, но разве ежедневное творчество освобождает человека от этой нищеты? Нисколько. Они могут коррелировать, а могут и нет.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Елена 05.02.2016 23:44
Цитирую Никита:
вежливость сама по себе исключает гордость

Да, что Вы?! Покажите, мне Ч, который не похвалил бы себя за то, что:
- уступил место в метро;
- помог зайти в вагон инвалиду по-зрению;
- пропустил начальника в дверях?
Конечно, есть такие люди, но встречаются они крайне редко.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита 08.02.2016 22:53
Признаюсь, я нечётко сформулировал: вежливость сама по себе исключает показную гордость. Внутри-то, конечно, каждый горазд гордиться собой за каждую мелочь, и в этом ничего зазорного.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Елена 27.02.2016 23:18
Надеюсь, Вы шутите.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Елена 05.02.2016 23:51
Цитирую Никита:

3. Все имеют право ..

Признаю, что здесь Вы правы. Какое бы ни было мерзкое настроение - это не поводпортить его другим.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Елена 06.02.2016 00:20
Цитирую Никита:
Думаете, таких тоже нельзя считать ниже себя?

Вы ведь не ждёте от меня да или нет? Подобные ? похожи на ловушки. Давайте сначала успокоим этого пьяницу и примем необходимые меры по предотвращению таких поступков, посмотрим на результат. Пути развития ваших отношений: 1-ый он продолжит стучать, 2-ой - перестанет. Если он перестал стучать, значит в его сознании что-то изменилось в сторону хорошего к Вам отношения и в этом случае Вы его недооценили, а значит, поставили себя выше и проиграли. В 1-ом случае возможны варианты:
1.1 Вы плохо разъяснили соседу Вашу просьбу, и он не понял;
1.2 Вы попросили соседа не о том, что действительно Вам нужно.
1.1 может развиваться по сценарию 2-ого пути, если Вы постараетесь хорошо донести просьбу.
А 1.2 очень тяжёлый случай! Стоит ли считать Ч1, который заблуждается относительно Ч2, ниже Ч2, который заблуждается в себе?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита 08.02.2016 22:52
Вы в обоих вариантах предполагаете, что либо я плохо разъяснил, либо я попросил неверное. Есть третий вариант, который (как мне и казалось изначально) в итоге оказался правильным — сосед объективно просто мудак.
Или вы в принципе не считаете возможным считать кого-либо плохим человеком, хуже себя, и, следовательно, ниже?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Елена 28.02.2016 00:14
Вы снова оцениваете других. Вы ведь доктор! Вам не мешает эта особенность в работе? Человеку дано многое, но любое право, думаю нужно заслужить:даже дать совет нужно заработать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита 01.03.2016 01:26
Оценивать людей — моя профессиональная обязанность. Я оцениваю то, о чём они говорят и как, как себя ведут, что они думают о себе и о своём состоянии, как выглядят и многое другое. И да, в итоге мне приходится оценивать даже личные качества пациентов, чтобы понять как с ними работать и будут ли они следовать моим рекомендациям.
Давать советы ещё одна профессиональная обязанность, люди за этим и приходят.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Санёк 13.07.2016 22:48
Да, полностью согласен, что вежливость демонстрирует нам то, насколько человек воспитан, себя уважает, и не разменивается на всякое мудачье.
В целом замечательная привычка.
Верх мастерства это умение вежливо послать нахер: дабы со стороны это выглядело во вкусной обёртке, и объект воздействия понял, что он совсем не прав)
Конечно, если привычка становится ригидной, так это уже хреново. Ведь иногда могут происходить ситуации, где вежливость нуу...совсем ни к чему...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита modicine 20.07.2016 12:04
Полностью согласен!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Валертй 03.03.2017 05:21
А я вот читаю книгу Как разговаривать с мудаками Марк Гоулстон, оч забавно
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Никита modicine 04.03.2017 13:54
Слышал про неё, есть что почерпнуть полезного?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Wolfghost 08.05.2017 22:42
Я могу вежливость проявить...вот только пользоваться этим могут не все...первый раз говорю со всеми вежливо...а далее как заслуживают...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Vladroy 12.11.2017 11:37
Если тебе ничего от этого человека (хама, мрази истеричной или просто не нравится) не нужно, а в основном вполне можно обойтись или найти замену, то разворачиваешься и уходишь, оставив его наедине со своим дерьмом. ;)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий